Выбираем автомобильный сабвуфер правильно (ч.1)

На сегодняшний день можно найти множество сабвуферов, которые отличаются мощностью, размером и качеством звука. Выбор подходящего низкочастотного динамика для автомобиля может быть непростой задачей. В этой статье рассмотрим основные моменты при выборе сабвуфера для автомобиля и на что точно стоит обратить внимание.

Типы сабвуферов 

Сабвуферы делятся на два типа: активные и пассивные.

Активный сабвуфер

Активный сабвуфер представляет собой корпус с встроенным низкочастотным динамиком и усилителем мощности. Обычно в комплекте идут все необходимые провода для подключения, и не требуется специальных знаний для установки и настройки. Такой вариант отлично подходит для дополнения штатной аудиосистемы, если ей не хватает баса. Однако следует учитывать, что от такой системы не стоит ожидать выдающегося качества звучания. Особенности активного сабвуфера:

  • Встроенный усилитель
  • В комплекте провода для подключения
  • Простота установки
  • Не требует специальных знаний

Пассивный сабвуфер 

Пассивный сабвуфер требует подключения к внешнему усилителю и поставляется только с низкочастотным динамиком, который может быть установлен в коробе или без него. Усилитель и провода для подключения нужно подбирать отдельно. Это позволяет создать систему любой мощности и качества, не ограничиваясь готовыми решениями от производителей активных сабвуферов. Особенности пассивного сабвуфера:

  • Необходимость внешнего усилителя
  • Самостоятельный выбор компонентов
  • Возможность создания качественной и мощной системы
  • Широкий выбор конфигураций

Если вам нужно простая и быстрая система автозвука, активный сабвуфер может быть лучше. Если вы хотите больше возможностей для индивидуальной настройки звука и готовы вложить время и средства в установку, пассивный сабвуфер будет предпочтительнее.

Мощность и импеданс

Эти параметры взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Номинальная мощность, также известная как RMS, представляет собой среднюю мощность, при которой динамик может работать длительное время без повреждений или перегрева. Чем выше это значение, тем больше звукового давления он может производить. Например, при мощности свыше 500 Вт можно наблюдать флекс лобового стекла и боковых зеркал, а также дребезг крышки багажника.

Максимальная мощность — это пиковое значение, которое динамик может выдержать в течение короткого времени, обычно нескольких секунд. Однако эта характеристика часто не соответствует реальным условиям эксплуатации, и профессионалы в автозвуке редко обращают на нее внимание.

При выборе динамика важно ориентироваться на номинальную мощность, так как она отражает реальную мощность динамика.

Импеданс сабвуфера — это сопротивление, которое сабвуфер оказывает усилителю звука. Импеданс измеряется в омах.

Сопротивление звуковой катушки 

Сабвуферы могут иметь разные значения сопротивления звуковой катушки, наиболее распространенные из которых — 2 и 4 Ом. В некоторых моделях динамиков может быть две катушки, которые можно подключать последовательно, параллельно или независимо.

При последовательном подключении сопротивление динамика удваивается. При параллельном подключении оно, наоборот, уменьшается в два раза. При независимом подключении катушек каждая обмотка получает одинаковый сигнал, и сопротивление остается прежним.

Чем ниже сопротивление звуковой катушки сабвуфера, тем меньше сопротивления она оказывает входящей мощности. Это позволяет сабвуферу принимать больше мощности, но также приводит к большему потреблению энергии усилителем. При превышении допустимой мощности может возникнуть искажение звука, известное как клиппинг, которое при длительном воздействии может повредить оборудование.

Клиппинг — это искажение формы волны, возникающее при перегрузке усилителя и превышении его выходного напряжения предела питания. Проявляется в виде «шипения» и «треска» в динамике. Например, если усилитель имеет выходную мощность 500 Вт при 4 Ом, а сабвуфер имеет сопротивление 2 Ом, усилитель будет выдавать большую мощность на динамик, примерно 800-1000 Вт.

У усилителя есть ограничения по импедансу, который он может обрабатывать. Поэтому важно выбирать сабвуфер с импедансом, совместимым с вашим усилителем. Если импеданс сабвуфера слишком низкий для усилителя, это может привести к перегрузке и повреждению усилителя, а слишком высокий импеданс приведет к недостаточной мощности и ухудшению качества звука.

Мощность и чувствительность 

Мощность усилителя должна соответствовать номинальной мощности динамика при одинаковом импедансе, а лучше быть немного выше. Например, для сабвуфера с номинальной мощностью 500 Вт и сопротивлением 4 Ом нужен усилитель, который выдает от 500 Вт на канал при 4 Ом.Частота сабвуфера определяет диапазон звуковых частот, которые он может воспроизводить, и указывается в герцах (Гц). Она определяется нижней и верхней границами частотного диапазона. Обычно частотный диапазон сабвуфера составляет от 20 Гц до 200 Гц. Чем ниже частота, тем больше ход динамика, что обеспечивает более глубокий и мощный бас. Более высокие частоты приводят к меньшему ходу динамика и более быстрому, «панчевому» басу. 

Чем ниже частота сабвуфера, тем больше ход его подвижной части, и тем глубже и мягче бас. Высокие частоты дают более жесткий бас и меньший ход динамика. Более глубокий ход динамика также способствует его лучшему охлаждению.

    Частоты выше этого диапазона не рекомендуется использовать для повседневного прослушивания сабвуфера. Чувствительность сабвуфера измеряет уровень звукового давления, который он производит при заданной мощности, и выражается в децибелах (dB).

    Чем выше чувствительность сабвуфера, тем меньше мощности требуется от усилителя для достижения заданной громкости. Например, сабвуфер с чувствительностью 94 дБ будет требовать меньше мощности для достижения той же громкости, что и сабвуфер с чувствительностью 86 дБ.

    Обычно чувствительность сабвуферов варьируется от 80 до 100 дБ. Более высокое значение чувствительности указывает на более эффективный сабвуфер. Однако чувствительность — не единственный фактор при выборе сабвуфера и усилителя. Важно учитывать также мощность сабвуфера и его импеданс.

    25-29 Гц — низкая настройка. Подходит для любителей глубокого, мягкого баса и флексирования кузова. Бас звучит мягко и глубоко, но такой сабвуфер не будет эффективно воспроизводить клубную музыку, электро, рок и поп, где бас воспроизводится на более высоких частотах. Не каждый сабвуфер способен воспроизводить такие низкие частоты.

    30-35 Гц — повседневная настройка. Бас более выраженный и давит на слух, флекс кузова также присутствует, но в меньшей степени. Подходит для жанров, таких как рэп и дабстеп.

    36-44 Гц — музыкальная настройка. Универсальна для различных музыкальных жанров. Бас звучит более четко и быстро, но менее глубокий. Флекс кузова минимален.

    Диффузор сабвуфера 

    Диффузор сабвуфера — это подвижная мембрана, которая излучает звук. В зависимости от материала, диффузоры могут быть различных типов:

      Бумажный диффузор — наиболее распространенный тип. Он легкий и недорогой, что обеспечивает высокую чувствительность динамика. Однако бумажные диффузоры имеют низкую прочность, боятся влаги и могут деформироваться при высокой мощности.

        Целлюлозный диффузор — традиционный материал, используемый в акустических системах всех уровней. Содержит дополнительные смолы и компоненты, что придает ему хорошую жесткость и долговечность. Тем не менее, целлюлозные диффузоры могут быть менее прочными и более подвержены деформации при высоких уровнях мощности по сравнению с современными материалами, такими как полипропилен.

          Полипропиленовый диффузор — более современный и прочный материал по сравнению с бумагой и целлюлозой. Обладает лучшими звуковыми характеристиками и более устойчив к деформации, влаге и высоким уровням мощности.

            Карбоновый диффузор — современный композитный материал, состоящий из тонких, плотно переплетенных углеродных нитей. Он прочен, легок и устойчив к повреждениям и влаге. Сабвуферы с карбоновыми диффузорами часто выдают мощный и плотный бас. Однако у них могут быть неровные амплитудно-частотные характеристики и слабое внутреннее демпфирование, что может снизить качество воспроизведения музыки.

            Типоразмер и количество динамиков

            Диаметр динамика сабвуфера — это ключевой параметр при выборе сабвуфера. Он измеряется в дюймах и определяет размер мембраны динамика. Наиболее распространенные размеры сабвуферов варьируются от 8 до 18 дюймов.

              Размер динамика сабвуфера напрямую влияет на диапазон низких частот, которые он может воспроизводить. Общее правило таково: чем больше размер динамика, тем ниже частоты он способен воспроизводить. Однако размер не является единственным фактором, определяющим качество звучания сабвуфера. Важны также качество материала мембраны, конструкция корпуса и катушка громкоговорителя.При выборе размера динамика для автомобильного сабвуфера важно учитывать размеры и конструкцию салона автомобиля, включая наличие отдельного багажного отсека или ограниченное свободное пространство. Обычно чем больше размер динамика, тем большего объема требуется короб для его установки.

              Например, существуют активные сабвуферы с двумя динамиками в одном корпусе. Такие модели могут обеспечить более глубокий и мощный бас, а также больше звукового давления по сравнению с одиночными сабвуферами. Однако они занимают больше места в салоне.

              Маленькие динамики (8–10 дюймов) обычно используются в компактных системах и подходят для тех, кто не требует очень громкой или мощной акустики.

              Средние динамики (12 дюймов) могут обеспечивать более глубокий бас и мощное звучание.

              Большие динамики (15 дюймов и больше) способны производить очень громкий и мощный звук, но они занимают больше места и требуют более мощного усилителя.

               24.07.2024
               (19 просмотров)

              Контакты

              Республика Крым, Симферополь,
              ул.Объездная, 10ч

              8 (800) 777-14-50
              (звонок бесплатный)

              пн-пт 09:00-18:00

              admin@autofox82.ru